УСТРОЙСТВО, КЛАССИФИКАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИФТОВ
Лифт является разновидностью подъемника и представляет собой транспортное средство прерывного действия,
предназначенное для подъема и спуска людей (грузов) с одного уровня на другой. Кабина (платформа) лифта
перемещается вдоль неподвижных вертикальных жестких направляющих, установленных в шахте, снабженной на
посадочных (загрузочных) площадках запираемыми дверями (ГОСТ 23748-79). Конструктивно лифт состоит их шахты
(рис. 1), оборудованной дверями 1, установленными в порталах, приямком и машинным помещением с
подъемной приводной лебедкой. Под шахтой понимается пространство, в котором перемещается платформа или
кабина и противовес, а также установлено другое оборудование лифта, а машинное помещение — часть шахты (или
иное помещение), предназначенная для установки приводного механизма, аппаратуры управления и другого оборудования
лифта.
Внутри шахты вдоль вертикальных направляющих 2 и 3 движутся кабина 5 и противовес 4. Кабина и противовес
подвешены на стальных проволочных канатах, которые крепятся к кабине посредством подвески 6. Тяговое
усилие на канатах 6 (рис. 2) создается при вращении канатоведущего шкива 3 при включенном приводном электродвигателе 1.
Для остановки и удержания кабины и противовеса в неподвижном состоянии при отключенном электродвигателе
служит тормоз 2. В приямке расположены натяжное устройство ограничителя скорости и буфера.
Ограничитель скорости 4 кинематически связан канатом 5 с натяжным устройством и с ловителями 9 (рис. 1), башмаки
которых предназначены для остановки кабины, свободно движущейся вдоль направляющих, в случае обрыва или
ослабления канатов, а также при превышении кабиной (противовесом) заданных величин скорости движения.
Ограничитель скорости установлен в машинном помещении и связан с кабиной канатом.
Для управления движением кабины служит кнопочный аппарат, расположенный внутри на стенке кабины. Электрический
сигнал от кнопочного аппарата передается по подвесному кабелю и проводам в шахте в машинное помещение на
шкаф управления лифтом. Привод лифта обычно обеспечивает возможность перемещения кабины в двух режимах -
на большой и малой скорости. Переключение с большой скорости на малую осуществляется этажным переключателем
(датчиком) 7, на который при подходе кабины воздействует отводка (шунт) 8. Движение кабины с малой скоростью
продолжается до подхода кабины к датчику точной остановки, закрепленному на стенке шахты. По сигналу датчика
точной остановки электродвигатель лебедки и катушка приводного электромагнита тормоза отключаются от сети и
кабина затормаживается и удерживается тормозом в неподвижном состоянии. Одновременно подается питание на
электродвигатель привода 11 дверей кабины. Двери автоматически открываются совместно с дверями шахты и остаются
открытыми после выхода пассажиров из кабины в течение сравнительно малого промежутка времени, задаваемого
реле времени в цепи управления лифтом. Затем реле времени замыкает свои контакты и подает питание на электродвигатель
привода дверей кабины — двери закрываются. Лифт свободен и готов к работе по вызову, о чем свидетельствуют
погасшие сигнальные лампы вызывных аппаратов, установленные на каждом посадочном этаже.
Лебедка лифта (рис. 2) может иметь нарезной грузовой барабан или канатоведущий шкив 3. Барабанные лебедки
применяются в настоящее время сравнительно редко, преимущественно в лифтах без противовеса, когда установка
противовеса затруднена или невозможна. От канатоведущего шкива 3 тяговое усилие передается канатом 6
за счет действия сил трения между канатом и шкивом. Для увеличения сил трения шкив имеет ручьи (т.е. углубления
на образующей цилиндрической поверхности), форма которых при данном угле обхвата шкива каната, выбранном
материале и конструкции шкива позволяет обеспечивать сцепление каната со шкивом, достаточное для удержания
кабины при статических испытаниях, и исключает возможность подъема кабины при неподвижном противовесе или
противовеса при неподвижной кабине.
Преимущественное распространение получили лифты с верхним расположением привода. Нижнее расположение привода
характерно для выжимных и тротуарных лифтов. Для малых грузовых лифтов возможно расположение привода сбоку
шахты. Основные кинематические схемы лифтов приведены на рис. 3.
Габаритные размеры и конструкция лифтов определяется
их назначением, расположением кабины и противовеса в плане и размещением дверных проемов в шахте. Преимущественное
распространение в лифтах жилых, административных и промышленных зданий получили шахты и кабины с входом с одной
стороны на всех этажах. Иногда предусматривают две двери на противоположных стенах или в двух смежных стенах,
расположенных под углом.
Лифты подразделяют (ГОСТ 23748-79) по следующим основным признакам:
а) по виду транспортируемых грузов на: пассажирские, предназначенные для подъема и спуска людей,
в том числе с предметами домашнего обихода, если общая масса людей и груза не превышает грузоподъемности лифта;
больничные — для подъема и спуска больных на больничных транспортных средствах в присутствии сопровождающего
персонала; грузовые — для транспортировки грузов в сопровождении проводника или специально выделенных
людей без проводника, в том числе грузовые малые для транспортировки грузов без проводника, причем в последнем
случае ограничены грузоподъемность, высота и площадь кабины с целью исключения входа человека в кабину при ее
разгрузке и загрузке; б) по виду грузонесущего устройства: на лифты, оборудованные кабиной или платформой;
в) по виду тягового органа, предназначенного для перемещения кабины или платформы: на канатные,
цепные, реечные, винтовые и плунжерные;
г) по виду привода на электрические и гидравлические (грузовые);
д) по виду привода дверей на лифты с дверями, открываемыми вручную, полуавтоматически и автоматически;
е) по виду шахты: на лифты, устанавливаемые в глухой шахте, огражденной на всю высоту и со всех
сторон сплошными стенами; устанавливаемые в металлосетчатой шахте, огражденной со всех сторон и на всю
высоту металлической сеткой; устанавливаемые в комбинированной шахте, часть которой глухая, а часть -
металлосетчатая;
ж) по конструкции дверей шахты и кабины на лифты: с распашными дверями (грузовые, больничные и
пассажирские для производственных зданий); с горизонтально-раздвижными дверями; с горизонтально-раздвижными
дверями, перемещающимся по криволинейным направляющим, с вертикально-раздвижными дверями;
з) по расположению машинного помещения на лифты: с машинным помещением, расположенным над шахтой,
под шахтой и сбоку от шахты;
и) по виду системы управления на лифты: с кнопочным внутренним управлением, при котором пуск
кабины осуществляется посредством воздействия на кнопки аппарата, находящегося в кабине, а ее остановка на
посадочной (загрузочной) площадке происходит автоматически; с кнопочным наружным управлением (грузовые
лифты), при котором пуск кабины осуществляется посредством воздействия на кнопки аппарата, установленного вне
кабины, а ее остановка на посадочной (загрузочной) площадке происходит автоматически; с простым управлением,
обеспечивающим регистрацию только одного приказа или вызова; с собирательным управлением только при движении
вниз; с групповым управлением, при котором обеспечивается управление группой лифтов с общей регистрацией вызовов
и автоматическим выбором кабин для их выполнения, в том числе только с групповым управлением при движении вниз;
с программным управлением одним или группой лифтов, позволяющим установить программу работы лифтов
автоматически или вручную.
Основными показателями лифтов (ГОСТ 26334-84) являются грузоподъемность и номинальная скорость движения
кабины. Ряд грузоподъемностей лифтов, согласно ГОСТ 26334-84, следующий: 40, 100(160), 250 (320),
400(500), 630, 800, 1000, 1200, 1600, 2000, 2500(3200), 4000(5000), 6300 кг. Номинальная скорость движения
кабины лифта должна составлять: 0,14; 0,2; 0,25; 0,4(0,5); 0,63(0,71); 1,0(1,4); 1,6(2,0); 2,5(2,8); 4,0(5,6);
6,3 м/с. Параметры, указанные в скобках, не являются предпочтительными. Значение фактической скорости движения
кабины не должно отличаться от приведенных выше величин более чем на ?15%. Средняя величина ускорения
(замедления) движения кабины лифта при нормальных режимах эксплуатации должна быть (ГОСТ 12.2.074-82 ССБТ)
не более 1,5 м/с2 — у больничного и 2 м/с2 — у прочих лифтов. Точность остановки кабины на уровне посадочной
(загрузочной) площадки должна быть в пределах ?20 мм у грузовых лифтов с загрузкой средствами напольного
транспорта, а также у больничных лифтов и ?50 мм — у прочих лифтов.
Полезная площадь пола кабины в зависимости от ее вместимости (ГОСТ 12.3.075-82 ССБТ) должна соответствовать
данным табл. 1.
Таблица 1. Полезная площадь пола кабины в зависимости от ее вместимости
Вместимость кабины, чел. |
Полезная площадь пола кабины, м2, не более |
Вместимость кабины, чел. |
Полезная площадь пола кабины, м2, не более |
Вместимость кабины, чел. |
Полезная площадь пола кабины, м2, не более |
3 | 0,70 | 11 | 2,05 | 19 | 3,25 |
4 | 0,90 | 12 | 2,20 | 20 | 3,40 |
5 | 1,10 | 13 | 2,35 | 21 | 3,52 |
6 | 1,30 | 14 | 2,50 | 22 | 3,64 |
7 | 1,45 | 15 | 2,65 | 23 | 3,76 |
8 | 1,60 | 16 | 2,80 | 24 | 3,88 |
9 | 1,75 | 17 | 2,95 | 25 | 4,00 |
10 | 1,90 | 18 | 3,10 | | |
Допускается увеличивать полезную площадь пола кабины до: 1,17 м2 — для вместимости 5 человек; 1,66 м2 — для 8
чел., 2,35 м2 — для 12 чел., 3,56 м2 — для 20 чел. При вместимости более 25 человек наибольшую полезную площадь
пола кабины определяют исходя из удельной нагрузки на пол, равной 500 кг/м2. Площадь пола кабины определяют
исходя из расстояний между стенками купе кабины, причем ту площадь пола, которая перекрывается во время открывания
одной из створок распашных дверей, можно в расчет не принимать.
Исходя из полезной площади пола кабины и принципа свободного ее заполнения, а также руководствуясь данными
табл. 1, определяют грузоподъемность лифта, принимая массу 1 человека равной 80 кг. Однако, если нормативная
полезная площадь пола кабины превышена, то кабина должна быть оборудована ограничителем грузоподъемности и
сигнализатором перегрузки. Это условие может не выполняться в лифтах, вместимость которых ограничена до нормы,
приведенной в табл. 1, посредством дополнительной запираемой двери. Управление таким лифтом производится только
проводником и только с применеием специального ключа. Основные параметры лифтов приведены в табл. 2, а габаритные
размеры лифтов (в плане) и применяемость их (по ГОСТ 5746-83*) в зависимости от вида зданий — на рис. 4.
Таблица 2. Основные параметры лифтов
Назначение лифта |
Грузоподъ- емность, кг |
Скорость кабины, м/с |
Высота подъема, м |
Число остановок, не более |
Вмес- тимость, чел. |
Система управления |
Пассажирский для жилых зданий (ГОСТ 5746-83*) |
400 630 |
1,0/1,6 1,0/1,6 |
60/85 60/85 |
16/25 16/25 |
5 8 |
Смешанная собирательная при движении вниз |
Пассажирский для общественных зданий и зданий промышленных предприятий (ГОСТ 5746-83*) |
400 |
0,63 |
70 |
10 |
5 |
Смешанная простая |
630 |
1,0/1,6 |
40/65 |
10/16 |
8 |
Смешанная собирательная в двух направлениях |
800 |
1,0 |
40 |
10 |
10 |
1,6 |
65 |
16 |
2,5 |
100 |
25 |
1000 |
1,0 1,6 2,5 4,0 |
45 65 100 150 |
10 16 25 25 |
12 |
1250 |
1,0 1,6 2,5 4,0 |
45 65 100 150 |
10 16 25 25 |
15 |
Смешанная собирательная в двух направлениях с приоритетным вызовом кабины на любой этаж для транспорт. лежачих больных |
1600 |
2,5 4,0 |
100 150 |
25 25 |
20 |
Пассажирский для лечебно-профилактических учреждений (ГОСТ 5746-83*) |
1600 |
1,0 1,6 |
45 65 |
16 16 |
20 |
Смешанная собирательная в двух направлениях с приоритетным вызовом кабины на любой этаж для транспорт. лежачих больных |
Больничный (ГОСТ 5746-83*) |
500 |
0,5 |
45 |
14 |
- |
Кнопочная внутренняя с проводником и с сигнальным вызовом кабины с любого этажа |
Грузовой (ГОСТ 8823-85) |
500 1000 |
0,5 |
75 |
20 |
- |
Кнопочная внутренняя с проводником или кнопочная наружная с основного этажа |
2000 3200 |
45 |
14 |
5000 |
0,25 |
Грузовой с монорельсом |
1000 2000 3200 |
0,5 |
45 |
12 |
- |
Кнопочная внутренняя с проводником или кнопочная наружная |
Грузовой выжимной |
500 |
0,5 |
25 |
6 |
- |
1000 2000 3200 |
8 |
Грузовой тротуарный |
500 |
0,18 |
6,5 |
3 |
- |
Кнопочная наружная с отметками расположения люка |
Грузовой малый |
400 |
0,25 |
45 |
14 |
- |
Кнопочная наружная простая: а) с основной погрузочной площадки; б) со всех погрузочных площадок |
100 250 |
0,4 |
В настоящее время успешно эксплуатируются лифты с гидравлическим приводом (см. рис. 3, ж), количество которых
в Скандинавских странах и США составляет более 50% общего числа лифтов. Преимущества гидравлического лифта состоят
в отсутствии необходимости применения противовеса; в возможности удаления приводной насосной станции 2 на расстояние
до 25 м от приводного гидроцилиндра 1, что способствует снижению уровня шума в здании; в высокой точности остановки
кабины 3 на этажах и т.п. Основной недостаток таких лифтов заключается в ограниченной (до 25 м) высоте подъема
кабины. Требования безопасности к гидравлическим лифтам изложены в ГОСТ 12.2.083-82.
|